ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ СМОЛЕНСКОГО ГУОР

Созданию училища олимпийского резерва в Смоленске способствовали славные спортивные традиции, заложенные самоотверженным трудом нескольких поколений смоленских тренеров, педагогов института физической культуры, организаторов спорта. В результате сложилась эффективная система подготовки квалифицированных спортсменов, многие из которых добились впечатляющих успехов. Учитывая тенденции современного спорта высших достижений встал вопрос о необходимости создания специализированного образовательного учреждения, которое позволило бы сильнейшим спортсменам Смоленщины и других регионов России успешно совмещать напряженную тренировочную работу с получением образования в области физической культуры и спорта.

Для решения данной задачи согласно приказу Государственного Комитета по физической культуре и спорту Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 110 и приказу начальника Центрального Спортивного Клуба Военно-воздушных Сил от 14 августа 1995 года № 80 в Смоленске открылось отделение Самарского Республиканского училища Олимпийского резерва по подготовке спортивного резерва в сборные команды страны. С этого момента начался первый этап развития нашего училища - этап становления.

Перед коллективом училища с самого начала были поставлены сложные задачи – обеспечить подготовку квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, создать условия для полноценной круглогодичной специализированной подготовки спортсменов высокой квалификации и удовлетворить их потребности в интеллектуальном развитии. Директором был назначен выпускник Смоленского института физической культуры и Смоленского педагогического института Анатолий Николаевич Хорунжий, имевший на тот момент двадцати шести летний стаж работы тренером-преподавателем. Теперь же ему предстояло решать совсем иные задачи – стать эффективным руководителем образовательного учреждения, сформировать педагогический коллектив училища, обустроить материально-техническую базу, обеспечить финансирование и набор студентов, наладить процесс обучения и предоставить возможность обучающимся совершенствовать спортивное мастерство.

  Обучаться в нашем училище стали 30 юношей и девушек. Из них 9 мастеров спорта, остальные кандидаты в мастера спорта. Открылись отделения по одиннадцати видам спорта: легкая атлетика, шорт-трек, тяжелая атлетика, велоспорт, биатлон, пулевая стрельба, дзюдо, гиревой спорт, гребля на байдарках и каноэ, футбол, стрельба из лука.

  В первый же год наши студенты приняли участие в 100 международных и всероссийских соревнованиях. Было завоевано: первых мест - 31, вторых мест - 30, третьих - 16.

 Начал налаживаться учебный процесс, хотя осуществлять его в тот период было очень непросто. Рядом располагались учебные кабинеты и комнаты, в которых жили обучающиеся и преподаватели, приехавшие в училище из других городов и республик СНГ. Одновременно в зданиях училища разворачивались ремонтные работы.

  Качественное осуществление учебного и тренировочного процесса с самых первых дней существования училища стало возможным только благодаря высокому профессионализму и энтузиазму формирующегося коллектива. Его основу составили лучшие тренеры и педагоги нашего города. Большой вклад в становление учебного и тренировочного процессов внесли преподаватели Смоленского государственного института физической культуры. Особо следует отметить Сергея Александровича Кореневского, Валерия Николаевича Зайцева, Валентину Николаевну Чернову, Инессу Кузьминичну Шашкевич, Любовь Федоровну Кобзеву, Елену Владимировну Алпацкую.

  Существенную методическую помощь в налаживании учебного процесса на первых порах оказывали специалисты Самарского Республиканского училища Олимпийского резерва.

  Учебный процесс в училищах олимпийского резерва имеет свою специфику, и было важно с первых месяцев наладить работу в соответствии с данными требованиями. Поэтому основной вклад в организацию педагогического процесса в нашем училище сыграли приехавшие в наш город специалисты, которые имели ценный опыт работы в училищах олимпийского резерва.

  Заместителем директора по учебно-воспитательной работе стала Наталья Николаевна Дивакова, проработавшая до этого 19 лет в училище олимпийского резерва в городе Алма-Ата. Спортивную работу в нашем училище возглавила Виктория Александровна Сычугова, имевшая многолетний тренерский стаж по фигурному катанию и опыт работы заместителя директора по спортивной работе в училище олимпийского резерва в городе Алма-Ата.

  Также в училище пришли опытные тренеры-преподаватели: Олег Александрович Сергеев (легкая атлетика, метание молота), Сергей Евгеньевич Антонов (гребля на байдарках и каноэ), Сергей Юрьевич Шлемин и Михаил Викторович Воскресенский (шорт-трек), Сергей Александрович Пивентьев (легкая атлетика), Владимир Яковлевич Чуйков (академическая гребля), Александр Николаевич Греков (легкая атлетика), Александр Анатольевич Пучков (легкая атлетика), Борис Анатольевич Зенкин (тхэквандо). Весь свой опыт и энтузиазм они вкладывали в подготовку наших спортсменов.

  Одной из проблем того периода было недостаточное финансирование училища. И хотя это была общая проблема для всех спортивных организаций страны, сложившимся коллективам, имевшим к тому времени определенную базу и традиции, было легче перенести подобные невзгоды. Это непростое время совпало с этапом становления нашего училища, и недостаток финансирования мог привести к распаду еще не сложившегося коллектива. Выход из создавшегося положения в то время мог быть только одним – спонсорская помощь. Благодаря усилиям директора и первых преподавателей училища удалось найти понимание среди бизнесменов, многие из которых ранее активно занимались спортом, в том числе и под руководством А.Н. Хорунжего. Ведь все понимали, что деньги требовались не только на становление нового коллектива, но и на развитие российского спорта, в том числе и спорта высших достижений.

  Так формировался коллектив училища, в котором сочетались знания, опыт, энтузиазм и преданность общему делу. Главным фактором, сплотивших людей в коллектив единомышленников, стало искреннее служение российскому спорту.

  Уже в первые годы существования, в качестве филиала Самарского Республиканского училища Олимпийского резерва, коллектив нашего училища зарекомендовал себя достаточно профессионально подготовленным и способным эффективно решать возложенные на него задачи.

 Способствовала успешной работе и связь училища с коллегами из Смоленского государственного института физической культуры была тесной и многоплановой. Уже в первый же год был заключен договор со Смоленским государственным институтом физической культуры о совместной деятельности. Выпускники нашего училища имели возможность дальнейшего обучения в институте на различных факультетах. За 15 лет существования училища более 80% наших выпускников получили высшее образование в Смоленском институте физической культуры. Многие из них в настоящее время с успехом работают тренерами по многим видам спорта.

 Так начала складываться единая образовательная система подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту в Центральной Федеральном округе, благодаря которой выпускники нашего училища получили возможность продолжать совершенствовать спортивное мастерство в качестве членов основного и резервного состава сборных команд России.

 В результате, уже в первые годы работы наши воспитанники начали успешно выступать в крупных соревнованиях всероссийского и международного масштаба, а также быстро овладевать секретами тренерской профессии.

  Видя столь эффективную работу коллектива училища и масштабные преобразования материально-технической базы, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Российской Федерации приказом № 211 от 7 декабря 1999 г. преобразовало отделение Самарского республиканского училища олимпийского резерва в г. Смоленске в Смоленское государственное среднее профессиональное училище олимпийского резерва (СГУОР) при совместном учредительстве Минспорта России, Московского военного округа и комитета по физической культуре и спорту администрации Смоленской области.

  С этого момента начинается новый этап в истории нашего училища – этап реконструкции и совершенствования. В результате плодотворного труда всего коллектива на данном этапе сложился современный вид нашего училища, сформировалась эффективная система специалистов по физической культуре и спорту, освоены передовые методы подготовки спортсменов высокого класса, заложены основы учебно-методической и научно-исследовательской работы. В разработке концепции научных исследований в области спорта высших достижений и медико-биологического сопровождения наших студентов принимали участие ведущие ученые страны: Людмила Ивановна Лубышева, В.К. Бальсевич, П.В. Квашук, Ратмир Николаевич Дорохов, Виктор Григорьевич Семенов, Владимир Николаевич Костюченков, Георгий Николаевич Грец, Владимир Петрович Губа.

  Постепенно налаживалось  федеральное финансирование, существенно расширилась и обновилась материально-техническая база училища. Был проведен капитальный ремонт, благоустроена окружающая территория, преобразилось общежитие для студентов. Теперь в нем благоустроенные одно-, двух- и трехместные комнаты для проживания обучающихся, удобные душевые комнаты и кухни. Комфортабельные помещения и душевное отношение персонала общежития создают необходимые условия для качественной подготовки к занятиям, быстрого и полного восстановления после напряженных тренировочных занятий.

  В училище появились компьютерный класс, интерактивная доска, мультимедийная установка для представления учебной и научной информации, лингафонные кабинеты английского и немецкого языков, локальная беспроводная сеть и высокоскоростной Интернет, офисная техника. На стенах коридоров училища представлены многочисленные стенды. И если на первом этаже, главным образом, представлена справочная информация, то стены коридора на втором этаже превращены в своеобразный музей училища. На стендах многочисленные фотографии наших лучших студентов, завоевавших награды на крупнейших соревнованиях современности, а также часть спортивных трофеев, завоеванные ими.

  В обустройство помещений училища и прилегающих территорий внесли вклад все преподаватели и сотрудники училища под непосредственным руководством заместителя директора по хозяйственной работе Виктора Анатольевича Паршина. Его компетентное и ответственное отношение к имуществу училища создает комфортные условия для плодотворного труда педагогов и обучающихся.

  Большую работу по координации учебного и тренировочного процесса, корректировке планов спортивной подготовки наших студентов проводит спортивный отдел училища, который в настоящее время возглавляет Кирилл Анатольевич Хорунжий. В отделе вместе с методистом отдела Оксаной Михайловной Поковбой планируется индивидуальный график прохождения учебного материала для каждого обучающегося, вместе с тренерами обсуждается план-график предстоящих на учебный год соревнований, определяются сроки и формы прохождения учебного материала. Спортивным отделом налажена система учета тренировочной работы и соревновательной деятельности студентов. В результате формируется единая информационная база данных учета тренировочной работы каждого нашего студента. Кроме того, проводится анализ протоколов крупнейших соревнований, что позволяет выявить основные тенденции развития современного спорта.

  Напряженная работа идет и в учебном отделе, который возглавляет Наталья Николаевна Дивакова. В отделе постоянно совершенствуются учебно-методические материалы, разрабатываются новые учебные программы, новые методические приемы преподавания предметов, электронные учебно-методические комплексы, совершенствуются методы преподавания, ставшими уже традиционными. Большой вклад в совершенствование учебно-методических материалов вносит Полина Владимировна Меркулова.

 Успешное проведение учебной и тренировочной работы требует разноплановой деятельности всего коллектива. Большой вклад в освоение студентами и преподавателями училища передовых информационно-коммуникативных технологий вносит заведующий кабинетом информатики Михаил Петрович Борисенков. Его работа направлена на внедрение передовых методов электронной обработки разнообразных материалов, как учебно-методического и научного характера, так и деловой документации. Михаил Петрович разработал web-сайта училища, который признан одним из лучших в системе образовательных учреждений системы Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. На сайте представлена информация об училище, спортивных достижениях наших спортсменов, имеются учебно-методические материалы и тестовые задания для дистанционного обучения студентов. Имеется также форум и гостевая книга для обсуждения актуальных вопросов спорта высших достижений.

 В век электроники и всеобщей информатизации не утратила своего значения книга. И в училище имеется прекрасная библиотека, в которой представлена необходимая для успешной учебы литература. Благодаря компетентности и влюбленности в свое дело заведующей библиотекой училища Татьяны Владимировны Гусаровой преподаватели и обучающиеся в нашем училище спортсмены активно пользуются учебной и учебно-методической литературой по актуальным вопросам физической культуры и спорта. Наряду со специальной литературой по теории и методике подготовки в различных видах спорта, в библиотеке имеется обширная коллекция книг по медико-биологическим и психологическим аспектам спорта высших достижений.

  Наличие большого числа литературы медико-биологической и психологической направленности объясняется пониманием руководством училища, преподавателями и тренерами важности данных вопросов в теории и практике спорта высших достижений. Необходимое медико-биологическое сопровождение учебно-тренировочного процесса спортсменов нашего училища осуществляется на базе врачебно-спортивного диспансера Спортивного клуба армии Московского военного округа. Это стало возможным благодаря многолетнему плодотворному сотрудничеству училища и врачебно-спортивного диспансера. Начальник диспансера врач высшей категории Валерий Николаевич Бойко и персонал диспансера оказывают квалифицированную врачебную и консультативную помощь спортсменам нашего училища и их тренерам.

 Современный спорт высших достижений неуклонно движется в область экстремальных условий. Поэтому наряду с медико-биологическими аспектами все большее значение приобретают вопросы психологического сопровождения наших студентов в период напряженных тренировок и участия в ответственных соревнованиях. Психологическими вопросами подготовки наших спортсменов на протяжении ряда лет с успехом занимается педагог-психолог училища Анна Михайловна Быкова. Она проводит психологическое тестирование всех наших обучающихся и затем определяет пути коррекции психологических состояний спортсменов вместе с их тренерами.

  В итоге в училище сложился коллектив единомышленников, нацеленный на совершенствование процесса подготовки квалифицированных специалистов по физической культуре и спорту, на повышение спортивных достижений наших спортсменов, на повышение престижа российского спорта. Однако жизнь коллектива разнообразна и не сводится только осуществлению педагогической деятельности. Преподаватели и сотрудники проводят тематические вечера, викторины, участвуют в спортивных соревнованиях и выезжают на экскурсии. В училище сложилась атмосфера доброжелательности, взаимопомощи и в этом велика роль председателя Совета трудового коллектива Анны Алексеевны Морозовой.

  Для повышения качества работы педагоги и тренеры нашего училища поддерживают творческие контакты с ведущими тренерами России, отдельными зарубежными тренерами, федерациями по многим видам спорта, коллективами других училищ олимпийского резерва, университетами и академиями по физической культуре и спорту.

  Творческий подход к делу, знания и энтузиазм педагогов и тренеров, отбор наиболее одаренных спортсменов позволили нашему училищу встать в ряды лучших училищ олимпийского резерва страны. Знаменательным событием в истории училища стало присуждение призовых мест по подготовке членов и кандидатов в члены сборных команд России. Во Всероссийском смотре-конкурсе среди спортивных школ и училищ олимпийского резерва на лучшую постановку работы по подготовке спортивного резерва в номинации «Училища олимпийского резерва» училище в 2004 и 2005 годах занимало первое место, а с 2006 по 2009 год—являлось  призером .

  В связи с этим, Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ выделило дополнительное финансирование для реконструкции учебного корпуса и здания общежития училища, для оснащения учебных классов и жилых комнат. Однако главная наша гордость – это наши выпускники. Первоначально программа обучения в училище была рассчитана на два года, и уже в 1997 году состоялся наш первый выпуск. С тех пор каждый год армия российских специалистов по физической культуре и спорту пополняется нашими выпускниками, которые с честью несут звание «Выпускник Смоленского государственного училища олимпийского резерва».

— Наши партнеры —